Под новым солнцем: как Андрей Березин выращивает научную мысль в России

В суете 20-х годов очень легко потерять действительно важные, революционные изменения, которые в скором времени перевернут наше представление о пределах возможного. Это неслучайно: действительно важные научные исследования сейчас стараются освещать по минимуму, и даже санкционная политика обычно обходит их стороной. Тем не менее, гонка идёт: и победу в ней одержит страна с самым сильным образованием.

Согласно концепции технологической сингулярности, технологический прогресс человечества в скором будущем войдёт в точку, когда скорость развития технологий достигнет небывалой скорости. На графике это буквально выглядит как вертикальная линия – революционные открытия будут происходит не раз в десяток лет, а постоянно, без перерыва. Обеспечит это несколько «научных граалей», за которыми охотятся лучшие умы мира. Для перехода в точку технологической сингулярности нужны, как минимум, искусственный интеллект, квантовый компьютер и источник практически неиссякаемой энергии. 

В каждом из этих направлений ведущие державы мира уже добились существенного прогресса. Так, основу для искусственного интеллекта создают нейросети и технологии «бигдаты», которые позволяют машинному интеллекту делать аналитические выводы фактически без логических цепочек. Их возможности уже поражают и широко используются как в рекламных кампаниях, так и в современных войнах. В России такие технологии также развиваются, пусть и недостаточно широко. Тем не менее, громкие проекты есть: Mail.ru и МФТИ, в частности, занимаются нейросетью, которая будет подбирать максимально эффективные составы для новых лекарств.

Квантовый компьютер на данный момент концепция нереализуемая по причине отсутствия необходимых технологий. Тем не менее, его теоретическая основа разрабатывается: так, уже существует реальный высокоуровневый язык программирования, который основан на принципах квантовой механики. Также были созданы отдельные экспериментальные системы, позволяющие реализовывать фиксированные алгоритмы небольшой сложности. Россия в этой части находится в числе отстающих: у нас есть лишь теоретическая база.

Наконец, наиболее перспективным источником энергии будущего является термоядерный реактор. Это фактически карманное солнце человечества, которое осветит путь в грядущие десятилетия. И возможно, что первая экспериментальная установка заработает уже через два года: проект ITER во Франции уже подходит к своему завершению. Россия была и остаётся одним из 10 участников этого проекта, и в 2022 году продолжает поставлять к нему свои технологии. Международный проект так важен, что о санкциях говорить не приходится: на кону будущее всего мира. 

Выходит так, что из трёх наиболее важных направлений современной науки Россия существенно отстаёт, как минимум, по двум. И пока отставание не стало безнадёжным, необходимо бороться за возрождение отечественного образования, которое в существующем состоянии не позволяет успешно конкурировать с лидерами мира. В этой части особенно важны усилия частного бизнеса, который в отличие от государственной машины всегда живо откликается на перемены и прекрасно знает, что нужно сделать для организации эффективной системы. Андрей Березин и его компания «Евроинвест» в этом смысле предлагает целый комплекс решений.

Поддержка высших учебных заведений

Андрей Березин – выпускник Балтийского государственного технического университета им. Дмитрия Устинова («вуз»). Это одно из ведущих учебных заведений Северной столицы, с научно-промышленными концернами России. Его научные сотрудники и аспиранты посвящают много внимания упомянутым «граалям» в применении к космическим и военным технологиям.

Например, два года назад гран-при конкурса научных работ на в рамках молодежной общероссийской научно-технической конференции «Молодежь. Техника. Космос» взял аспирант «Военмеха». Его работа посвящена применению методов искусственного интеллекта для анализа состояния отдельных узлов космических аппаратов. Он создал нейросеть, которая точно и достоверно контролирует состояние электрических двигателей по сигналам фазовых токов. Примечательно, что решение разрабатывалось по заказу одной из частных компаний, которая тесно работает с «Роскосмосом», и, возможно, уже интегрировано в систему.

Это один из примеров, но нейросети всё чаще появляются в научных работах вуза. Занимаются там и теоретическими основами квантовых компьютеров – этому посвящён курс лекций кафедры «Лазерная техника». Для института совсем непрофильной историей является только термоядерный синтез, но всеми остальными направлениями он занимается достаточно плотно. В таких условиях необходимо поддержать наиболее перспективных научных деятелей – и прежде всего, конечно, студентов.

В своё время Андрей Березин закончил институт с отличием, поступил в аспирантуру и даже опубликовал несколько научных статей. Но реализовать свой потенциал он не смог – рухнувшая страна не предлагала нормальных перспектив для перспективного аспиранта. Он ушёл в бизнес, но мечта о высоких технологиях его не оставила: «Евроинвест» для студентов «Военмеха» учредил именную стипендию им космонавта Гречко. Её на конкурсной основе получают те, кто занимается в центре научного и технического творчества: то есть буквально студенты, которые с первых курсов учатся задавать вопросы, находить решения и создавать новые проекты. 

«Уровень кадров и вообще образования в стране падает. Государство должно решать эту проблему, причем быстро, иначе останется без рук и мозгов. А бизнес должен помогать — инвестировать в светлые головы, поддерживать их стипендиями и грантами. Мы уже это делаем», – так описывает проблему и решение сам Андрей Березин. 

Новый тип среднего образования

Экспериментальный термоядерный реактор по Франции создаётся по модели «токамак». Несмотря на странное звучание, это русское слово, которое представляет собой типичное советское сокращение от слов «тороидальная камера магнитная». Попросту говоря, это отечественная технология, которая сегодня всем миром совершенствуется до рабочего состояния. И среди её авторов все учёные – уроженцы Москвы, выходцы из советской интеллигенции, которые не в первом поколении занимались проблемами науки.

Среди них только одно исключение – Олег Лаврентьев, уроженец Пскова из крестьянской семьи. Его родители были полуграмотными и имели всего 2 класса образования. Зато, судя по всему, они хорошо умели выбирать – их усилиями будущий учёный попал во вторую образцовую школу Пскова, где (в 30-х годах!) получил от учителя учебную литературу по ядерной физике. Это стало основой, благодаря которой вчерашний крестьянин сумел выбиться в ведущие специалисты «Курчатовского института» и стать одним из авторов «токамака».

Андрей Березин хорошо знает о важности школьного этапа образования. Он и сам выпускник Президентского лицея Санкт-Петербурга – одной из лучших школ страны, выпускниками которой в разное время были Григорий Перельман (автор доказательства гипотезы Пуанкаре), Станислав Смирнов (лауреат Филдсовской премии), Андрей Бреслав (автор языка программирования Kotlin) и многие другие. Уже по этому короткому списку очевидно, что школа – не менее важный этап формирования учёного, чем вуз.

Поэтому «Евроинвест» занялся амбициозным проектом строительства новой школы – лицея для одарённых детей Северо-Запада России. Компания в рамках государственно-частного партнёрства планирует построить на берегу одного из ленинградских озёр несколько корпусов, где дети будут жить, учиться, заниматься спортом и творчеством. Помимо собственно классов там будет спортзал, студия 3-D моделирования, оранжерея, пляж, пристань и жильё для преподавателей. Сбор команды педагогов уже стартовал.

«Почему я делаю акцент именно на педагогическом коллективе. В Советском Союзе, например, зарплата профессора была сравнима с зарплатой заместителя директора крупного производственного предприятия. А какую разницу мы увидим, если сегодня сравним их оплату труда? Колоссальную!» – говорил об этом проекте Андрей Березин. Сейчас его компания занимается проектированием будущего лицея, поэтому реализация проекта уже не за горами. Всё-таки в таких вопросах частные компании добиваются результатов куда быстрее, чем государственная машина.

Среда для развития

У «Евроинвеста» много сфер интереса. Андрей Березин за десятилетия успешной предпринимательской деятельности сумел добиться высоких результатов в девелопменте, сельском хозяйстве, промышленности. И что характерно, во многих случаях его активы взаимно дополняли друг друга, создавали своего рода мультипликативный эффект. Также и с темой образования: вузовая стипендия и новый лицей будут дополнены новым проектом. Это жилой комплекс 3ID, который воплощает собой весь многолетний девелоперский опыт «Евроинвеста».

И если это не «магнум опус» компании, то каким же он должен быть? «Евроинвест» взял на вооружение самолично разработанную концепцию, которую авторы пронесли через годы работы. Она родилась на международных форумах и выставках, где компания защищала свои идеи. Идея оттачивалась на предыдущих жилых комплексах в виде отдельных смысловых составляющих проектов. Результат такой: «Евроинвест» создаёт целую территорию, где человеческий капитал будет расти сам собой.

Жилой комплекс включает три больших компонента. Первое – это сами квартиры, которые отличаются большим количеством различных современных инструментов по управлению бытовой техникой, коммунальными приборами и прочим. Всё это интегрировано в мобильное приложение, которое предлагает максимальный удалённый контроль над всем, что находится внутри жилого помещения.

Второй компонент – это общественные пространства. «Евроинвест» всегда им уделял особое внимание – компания одной из первых в стране начала реализовывать проекты квартальной застройки по европейскому типу. Теперь речь ставки повышаются: планируется разбить парковое пространство со скульптурными композициями. В целом идею реализует известный средовой дизайнер Андрей Любчинский, который давно имеет репутацию одного из лучших в своей профессии в России.

Третий компонент в полной мере можно назвать уникальным. Авторы 3ID взялись за решение задачи по созданию не просто территории добрососедства, но формирования среды для самообразования людей. В жилом комплексе будут пространства опенспейс для работы, места для проведения внутренних мероприятий, а также клубы по интересам, где люди будут вместе развиваться в рамках выбранного хобби. Жилой комплекс должен стать оранжереей для бурного роста талантов, решая давнюю мечту своего автора: «И как инвестор и как петербуржец, я, безусловно, заинтересован в создании в нашем городе комфортной деловой и общественной среды. Креативные же проекты как раз способствуют созданию не только качественной общественной среды, но и раскрывают человеческий и творческий потенциал», – говорил Андрей Березин. 

Точечные инвестиции

Человек вырос в месте, где поощряется интерес. Получил образование в уникальных условиях. Был поддержан стипендией в вузе. А что дальше? Его идеи нужно затачивать и выводить на рынок. Попросту говоря, нужен фонд венчурных инвестиций, – и таковой тоже есть. Несколько лет назад Андрей Березин запустил работу фонда «Евровенчур».

Сфера его инвестиционных интересов достаточно широка. Сам фонд называет её «научно-технологическая сфера», которая включает в себя суперкомпьютерный инжиниринг, автоматизация, робототехника, приборостроение, био- и агротехнологии, малая энергетика, технологии виртуальной реальности и малая энергетика (в том числе, коммунальной инфраструктуры). Любопытно, что несмотря на широкий перечень возможных вариантов, каждый из них быстро найдёт своё применение в широкой структуре активов «Евроинвеста». 

Андрей Березин о целях фонда говорил достаточно ёмко: «Я считаю, что венчурные инвестиции – основа инновационной экономики». Но о новейших проекта фонда пока известно мало. Широко распространена информация только об их поддержке конкурсов стартапов Ленинградской области, фонда Эйлера (один из крупнейших фондов России, который занимается поддержкой учёных), а также об одном флагманском продукте.

Речь о медицинском роботизированном комплексе для лечения рака лёгких с помощью рентгеновского излучения. Это комплекс, который эксперты характеризуют как уникальный: он позволяет одновременно проводить операцию по удалению опухоли и облучение поражённых тканей рентгеновской трубкой. Интересно, что фактически общая разработка сразу трёх научных центров, идеи которых смогли воплотиться в одном комплексе благодаря «Евровенчур». 

Этот крайне сложный проект фонд провёл через все этапы, от теоретической доработки и выпуска прототипа до клинических испытаний. Все стадии он прошёл достойно, и уже сейчас внедряется в работу одного из крупнейших и наиболее авторитетных онкологических центров страны. Это тот самый случай, когда автор перспективного изобретения в России не просто получил почётную грамоту, а смог довести идею до практической реализации. 

Борьба за место под новым солнцем

Когда засияет ITER, на 500 секунд человечество вступит в новую эпоху. На большее экспериментальная установка пока не рассчитана. Только после успешных испытаний научное сообщество мира приступит к реализации следующего шага. По оптимистичным прогнозам, промышленный реактор появится только через 30 лет, и ещё неизвестно сколько времени пройдёт до его коммерческого использования. 

Аналогичная история и с другими «граалями» современной науки. Люди уверенно двигаются к намеченным целям, но на место прибудут, как минимум, только со следующим поколением. У нас есть время на то, чтобы это поколение в России выросло сильным, конкурентноспособным, и чтобы у каждого из них в жизни появилась возможность заинтересоваться новым перспективным направлением науки. 

Все проекты Андрея Березина успевают к этому времени. И нет сомнений в том, что его усилия позволят нашим будущим учёным совершить немало прорывов – тем более, что они уже есть.

Proudly powered by WordPress | Theme: Lean Blog by Crimson Themes.